Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша - это прежде всего, первый опыт коллективного общения. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного:
• Четкий режим дня,
• отсутствие родителей,
• другой стиль общения,
• новые требования к поведению,
• постоянный контакт со сверстниками,
• новое помещение.
Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет.
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление организма к изменившимся условиям жизни к новой обстановке.Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от состояния здоровья;
- от различий домашней обстановки и детского учреждения;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Чтобы адаптация ребёнка к д/с прошла успешно, надо готовить его заранее:
- Следует рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы он или она пошли в д\с. К примеру, маме очень нужно выйти на работу для улучшения финансового положения в семье. И чем увереннее мама будет в целесообразности посещения д/с, тем больше у неё будет уверенности в скорейшем достижении цели – адаптации.
- Показать ребёнку д/с, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. По возможности приобщите малыша к совместной игре с другими детьми.
- Отучать малыша от привычки укачивания, соски, кормление из бутылочки, ходить в подгузниках.
Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и на прогулку. Постарайтесь не оставлять ребёнка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он ещё не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребёнка можно было быстро переодеть в чистую и сухую одежду.
Одежда, в которой вы приводите малыша в д/с должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее – чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять или порвать одежду? Обратите внимание на удобство застёжек на всей одежде. Пусть ребёнок чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребёнку и к воспитателям. Собираясь с ребёнком в д/с или на прогулку, не торопитесь одеть малышку – пусть он попробует справиться сам. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть колготки, футболку, ботиночки, шапочку и т.д.
Первые дни пребывания в д/с потребуют немало терпения от родителей. Ребёнок может стать вредным, устраивать внезапные истерики, отказываться спать вечером. Причина подобного поведения – стресс, который малыш испытывает в течение дня. Организму необходима разрядка. Поэтому негативные эмоции «выплёскиваются» вечером в присутствии взрослых. Родителям следует создать спокойную обстановку в семье. Ребёнку необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в д/с.Можно проводить игры, которые хорошо помогают справиться с напряжением.
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании. Строгое напоминание о том, что он обещал не плакать, тоже неэффективно. Дети этого возраста не умеют держать слово. Нельзя пугать д/с! «Вот будешь себя плохо вести, опять в д/с пойдёшь!»
Вечером можно включить спокойную не громкую музыку, записи шума моря или звуки дождя, почитать сказку. Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на психику ребёнка. Можно посмотреть какой-нибудь спокойный мультик. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда:
- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
-ребёнок стал более самостоятельным в навыках самообслуживания;
- нормализовался сон, восстановился аппетит;
Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!